Что такое октановое число топлива

«Премиум» или «Супер»? Может быть, попробовать один из новых сортов с октановым числом «100+»? Что по поводу присадок, увеличивающих октановое число? Улучшит ли использование топлива с более высоким октановым числом характеристики или экономичность моего автомобиля? Мы дадим ответы на некоторые вопросы и поможем вам решить, что заливать в бак. Старую пословицу о том, что «ты то, что ты ешь», можно применить и к тому, что потребляет ваш автомобиль.

Бензин – сложное соединение более 3000 различных химических компонентов, в основном углеводородов (соединений, содержащих только углерод и водород). Состав бензина не постоянен, но ему присваивается рейтинг в зависимости от его показателей в тестовом двигателе. Этот рейтинг и называется «октановое число». Иногда его называют показателем детонационной стойкости, или АИ.

Октановое число и детонация в двигателе

Октановое число по исследовательскому методу (RON) – это мера того, насколько хорошо топливо устойчиво к детонации. Для лучшего понимания, что это значит для наших двигателей, и выбора сорта топлива нам потребуется подробнее рассмотреть, что такое детонация в двигателе.

В идеальных условиях во время рабочего хода поршня пламя, зажженное искрой свечи, должно равномерно распределиться по цилиндру, потребляя все топливо и толкая поршень вниз одним плавным движением. На практике высокое давление и температура в цилиндре могут привести к тому, что топливо в дальних уголках цилиндра будет загораться самопроизвольно. Эти несвоевременные взрывы нарушают равномерность давления в цилиндре, и в результате вместо плавного движения происходят резкие толчки поршня. Это явление известно как детонация в двигателе, при этом слышен характерный «стук». Со временем детонация может привести к повреждению поршней и поломке двигателя. Чем выше степень сжатия двигателя, тем вероятнее появление детонации.

Традиционно октановое число бензина определяется по его характеристикам в одноцилиндровом тестовом двигателе с переменной степенью сжатия. Сорта топлива сравниваются с проверочной смесью изооктана (хорошо сопротивляющейся детонации) и гептана (плохо сопротивляющейся детонации). Бензин с числом RON 98 станет причиной детонации при той же степени сжатия, что и смесь 98% изооктана и 2% гептана.

В настоящее время для определения числа RON используются компьютеризированные агрегаты, а методика определения улучшена настолько, что поддаются определению сорта топлива с числом RON больше 100, но основные принципы остались неизменными.

RON – октановое число бензина по исследовательскому методу. Применяется в Великобритании, Европе, Южной Африке и Австралии.

MON – октановое число бензина по моторному методу. Применяется в автоспорте. Измерения производятся при более жестких условиях, чем при определении RON (большая частота оборотов двигателя и пр.). Обычно на 8-10 единиц ниже, чем RON.

RdON – октановое число, определяемое при дорожных испытаниях. Среднее между RON и MON. Обычно на 4-5 единиц ниже, чем RON. Применяется в США, Канаде.

AKI – антидетонационный индекс. Среднее между RON и MON. Обычно на 4-5 единиц ниже, чем RON. Применяется в США, Канаде.

PON – насосное октановое число. Среднее между RON и MON. Обычно на 4-5 единиц ниже, чем RON. Применяется в США, Канаде.

(R + M)/2 – среднее между RON и MON. Обычно на 4-5 единиц ниже, чем RON. Применяется в США, Канаде.

Октановое число, октановый индекс или октановый – эти термины могут означать любую из перечисленных выше характеристик, но если вы знаете, в какой стране писали статью, вы сможете понять, о чем идет речь.

С современными системами управления двигателем вы вряд ли услышите звуки детонации, даже если используемое топливо не совсем соответствует требованиям для данного двигателя. Датчики в двигателе определяют первые признаки детонации, и система принимает меры по ее предотвращению. Так, может регулироваться синхронизация зажигания. Это защищает двигатель от повреждений, но приводит к ухудшению параметров и экономичности. Для определения расхода топлива вы можете использовать наш простой калькулятор.

Ответом будет просто использование топлива с самым высоким числом RON? Не обязательно. Если число RON используемого вами сейчас топлива достаточно высоко, чтобы полностью подавить детонацию, то выбор топлива с более высоким RON не улучшит характеристик или экономичности. Октановое число – это не показатель «мощности» топлива.

Бензин с более высоким числом RON также и дороже. В инструкции к вашему автомобилю указано оптимальное октановое число топлива. В инструкции к моей Audi рекомендуется использовать бензин 98 RON. Можно заливать и аи 95 RON, но появится небольшая потеря мощности при езде в тяжелых условиях (с грузом, на высоких оборотах). Мощность будет теряться вследствие того, что система управления двигателя будет вносить регулировки для исключения детонации. В аварийной ситуации можно использовать и бензин с октановым числом 91, но на небольших оборотах двигателя и без резких ускорений.

Пока у вас не будет явных свидетельств того, что топливо с более высоким октановым числом повысит мощность или улучшит экономичность, лучше использовать топливо, рекомендованное изготовителем. Единственное исключение я бы сделал для гоночных дней, когда автомобиль будет двигаться на максимальной скорости. Тогда бы я выбрал топливо с более высоким числом RON.

Вывод заключается в том, что октановое число определяет, насколько эффективно топливо сопротивляется появлению детонации в двигателе. Оно ничего не говорит нам о мощности или экономичности. Езда на высокооктановом бензине будет просто бить вас по карману.

Хорошая статья в тему:

Как можно сэкономить на топливе, если вы владелец дизельного автомобиля?